Данный материал адресован собственникам и руководителям средств размещения (гостевых домов, гостиниц, отелей, клубов, вилл и т.п.), которые хотят использовать современные технологии для сокращения потребления электроэнергии и повышения пожарной безопасности гостиницы.
Так уж построилась наша цивилизация, что одним из важнейших ресурсов, потребляемым человечеством, является электрическая энергия. Для нормального функционирования средству размещения требуется её, достаточно, большое количество. Technofob friendly средства размещения, в которых собираются гости, не желающие пользоваться достижениями цивилизации, конечно, не в счет. В них можно освещаться лучиной, пищу, из свежесобранной растительности с грядки рядом с крыльцом, готовить на кострах, которые разводить из собранного в округе валежника.
Сейчас, тем более в Крыму, все номера оборудуют кондиционерами. Кондиционер – устройство сильно потребляющее электроэнергию. Если кондиционер работает, когда гости в номере, электроэнергия расходуется с пользой, а когда гости уходят прогуляться или насладиться морскими купаниями или при открытых окнах или балконе – непродуктивный расход.
Кроме этого, гости зажигают освещение во всех помещениях номера и забывают, уходя, его выключить. Что тоже ведет к лишнему расходу.
Такие «лишние» траты можно ещё очень долго перечислять. В некоторых средствах размещения горничные специально обходя номера днем с целью выключить лишние электрические приборы. Иногда, такой «метод» энергосбережения, тоже помогает, но он абсолютно не эффективен.
Конечно, некоторые отельеры могут возразить, что оплата потребленной электроэнергии включена в тариф за номер. Произведем простой расчет (разумеется, для зарегистрированного отеля и не занимающегося противоправными действиями): минимальная стоимость 1 кВт/часа для предприятия равна 2,04 руб., кондиционер потребляет, около, 2 кВт в час, работает в течении 15 часов, получаем 61,2 рубля в день, в месяц это, не много не мало, 1836 рублей. Вроде бы, не так много, сравнимо со стоимостью номера в день. Больше половины этих средств – потери! 30 рублей с каждого номера в день отель теряет из-за того, что гости не хотят (да и не должны, по большому счету) экономить деньги хозяина! Заложив потери в тариф, отели «роют яму» сами себе – в тариф закладывается ещё много всяких обязательных платежей и гости жалуются на дороговизну отдыха и выбирают другие курорты. Да и, просто, энергетические ресурсы не безграничны, к сожалению.
Наверное, все помнят кипятильники – спутников командировочных? А сколько было пожаров из-за них? Не зря, раньше, к этим устройствам в гостиницах относились, мягко говоря, с нелюбовью. Поставить воду для чая и отвлечься на несколько минут – классический сюжет.
Бытует мнение, что, установив пожарную сигнализацию, отель защитился от пожаров. Это заблуждение поддерживают и некоторые сотрудники МЧС, забывая о том, что сигнализация, лишь сообщит о пожаре, но не предотвратит его. Отелю же, по большому счету, абсолютно все равно, что появится в отчетах пожарной охраны. Ему гораздо важнее сохранить имущество и интерьер от огня и воды, не допустив возгорания. А это совсем другое дело.
Любые электрические оставленные без присмотра приборы – потенциально опасны в плане возгорания. Гостей заставить следить за своими приборами нельзя, это факт. Запретить что-либо гостю нельзя, просьбы, скорее всего, будут проигнорированы.
Выход из этой ситуации есть. Он давно известен психологам – создать условия, при которых формального запрета нет, но совершить запрещенные действия, физически невозможно.
Такие условия создаются техническими средствами. Прежде всего это номерной энергосберегающий контроллер, который, в просторечии называют карточным выключателем или «карманом».
Алгоритм работы устройства, достаточно прост и понятен, даже не следующему человеку: карта, управляющая контроллером при установке в него включает электропитание всех устройств в номере. После удаления карты из контроллера, через небольшой, но достаточный для выхода, промежуток времени, все устройства обесточиваются. Исключение составляет холодильник или мини бар, который получает электроэнергию минуя контроллер.
Часть отельеров на этом и останавливается, а потом удивляется, почему предпринятые меры не дали ожидаемого результата. Всякая система, система безопасности, не исключение, работает только тогда, когда она полная и законченная. Простая установка контроллера – первый шаг.
Необходимо, создать условия, чтобы гость, уходя из номера, вынул карту из контроллера. Этого можно добиться, лишь жестко связав карту и ключ, а ещё лучше, если карта и будет являться ключом. Это шаг второй. Контроллер должен управляться только картами отеля: ни визитки, ни проездные на метро, ни старые банковские карты при установке в контроллер не должны приводить его во включенное состояние.
Но и двух шагов, тоже недостаточно. Необходимо выполнить третий – каким-то образом отследить состояние окон и балконной двери. Для этого, на них устанавливаются герконы – магнитные контакты. Информация поступает в номерной контроллер, который управляет питанием кондиционера.
Четвертым шагом может быть отказ от использования стандартных пультов дистанционного управления кондиционером в пользу стационарного, распложённого в удобном месте (а возможно и нескольких) выключателей-пультов. В данном случае, можно быть спокойным, что гость по забывчивости или умыслу не увезет с собой пульт и управление кондиционером осуществляется не через цепь питания, а штатным образом.
На пятом шаге, целесообразно, решить вопрос необходим ли чайник в номере. И, если необходим (что сомнительно), поставить электрический чайник, который выключается при закипании или при отсутствии воды. Стоит такой прибор не дорого, но от многих бед может уберечь.
Приблизительная схема расположения выключателей в однокомнатном номере приведена на рисунке:
Кроме описанных выше шагов, могут предприниматься ещё некоторые, например, работа лам освещения в энергосберегающем режиме. Причем, гостям должно быть удобно включать его. Это достигается, так называемыми, световыми сценами, в которых некоторые лампы включаются не на полную мощность. Тем самым создается дополнительный уют в номере.
При выполнении цепочки из нехитрых шагов, отель может рассчитывать на серьёзную экономию энергоресурсов и оплат за них (в некоторых отелях экономия достигает до 40% за сезон!), повышение уровня реальной пожарной безопасности и увеличение комфорта гостей, что сказывается, в конечно счете, на отзывах.
Наша компания имеет многолетний (более 12 лет) опят создания гостиничных систем энергосбережения. В рамках этой небольшой статьи, разумеется, невозможно отразить все моменты, возникающие на этапе построения и внедрения таких систем. Основной целью было познакомить отельеров с технологий энергосбережения и её возможностями.
Какую технологию замков выбрать гостинице – ООО НВС
[…] Для небольшого отеля очень неплохим решением являются offline замки в комплекте с оборудованием других систем, в частности, системы энергосбережения. […]
Акция “Дорожный тур” – ООО НВС
[…] акцией на электронные гостиничные замки и системы энергосбережения, системой внутренних безналичных расчетов и […]