Не совсем стандартное применение депозитной системы – борьба с «зайцами» в ресторане во время завтрака, стоимость которого входит в стоимость проживания.
Часто случается такая ситуация, когда люди приезжают на отдых или по работе группами, при этом части группы останавливаются в различных отелях. Члены группы приходят в гости в другой отель и, как бы случайно, заходят позавтракать. При этом, разумеется, они гости другого отеля и на питание их в данном заведении никто не рассчитывал. Таких гостей иногда называют «зайцами».
Бороться с такими любителями дармовщины можно несколькими методами.
Во-первых, при помощи административных мер – жестко контролировать проходы в ресторан и отсекать всех, кто не проживает в отеле. Метод, если честно, эффективный, но не очень хорошо согласующийся с представлением о гостеприимстве.
Во-вторых, выдавать талоны гостям на питание. Эффективно, но выглядит как пережиток прошлого и, также, отбирает чувство свободы у гостя.
В-третьих, можно закрепить столы или места за столами за определенными номерами. Обычно, современные гости мало обращают внимание на подобные закрепления и запреты. Есть опасность, что кто-то из гостей останется не накормленным, а «зайцы» поедят. С другой стороны, при таком методе понадобится большее количество столов и, соответственно, увеличение площади ресторана.
В-четвертых, можно поставить сотрудника, который будет вести «перепись» входящих в ресторан и отмечать в списке. Вариант работающий во многих отелях, но, иногда, гости, как не странно, не помнят номер своей комнаты, что вызывает путаницу, а передавать в ресторан фамилии – тотальный контроль, который не всем понравится, да и разглашение персональных данных, в некотором роде.
Решить эту задачку можно применив депозитную систему, не совсем стандартным образом. Оплачивая проживание с завтраками (или любыми другими включенными услугами) гость, фактически, вносит аванс, который может считаться депозитом. При этом, депозитом не финансовым, а в единицах предоставления услуг. Например, 4 завтрака, 2 процедуры продолжительностью 10 минут, 3 поездки на экскурсии и т.д.
Ключом к списанию депозита, как всегда, является идентификатор гостя (карта, брелок, браслет), который может одновременно быть ключом от номера и/или от шкафчика для хранения вещей. При этом, идентификатор не обязательно, должен быть высокотехнологичным – это может быть картонка с QR или штрих-кодом. Идентификатор не содержит в явном виде конфиденциальной информации о госте, поэтому о разглашении персональных данных речь идти, в данном случае, не может.
При входе в зал ресторана, производится идентификация гостя и списывание с депозитного счета соответствующей услуги. Идентификация проходит мгновенно и не создает затора и очередей в проходе. Возможно, применение технических средств управления потоками людей – турникетов, это эффективно, но сильно удорожает систему.
В случае отсутствия идентификатора или исчерпания количества предоплаченных услуг, гостю тут же предлагается оплатить услугу. Если услуга оказывается за счет какого-нибудь другого гостя, возможно два варианта – расходование его предоплаченных услуг или запись на счет. В любом случае, кто-то должен будет оплатить потребленную услугу.
Данная система требует наличие кассира (оператора, администратора зала) и некоторого количества технических средств: специализированного планшетного компьютера со считывателем идентификаторов и, разумеется, доступа к ЛВС.
В качестве пользовательского интерфейса используется «Диспетчер питания» — специализированный интерфейс, предназначенный для контроля отпуска завтраков (или других повторяющихся услуг). В случае необходимости, например, при наличии нескольких проходов в ресторан, может работать несколько АРМ «Диспетчер питания» одновременно.
Очень интересно выглядит система в отеле с несколькими ресторанами, при этом, гость может позавтракать в любом из них. Так как система является сетевой, то списание с депозита происходит мгновенно и гость, позавтракавший в одном ресторане не может воспользоваться этой услугой ещё раз в другом.
Обычно, депозитная система поставляется, как коробочный продукт, с возможностью удаленной настройки. Это означает, что отель может настроить систему самостоятельно и, в случае крайней необходимости, воспользоваться услугой по конфигурированию системы по заданному техническому заданию.